- Аварийная сигнализация для Honda VRX400

В общем и целом ничего сложного в изготовлении аварийки для мото нет.

Описанное ниже будет актуально для большого количества моделей мотоциклов 90-х годов выпуска.  Аварийки нет на Steed-е, CB400, Transalp-e  и т.д.  Заинтересованность в её наличии есть.  Но перед тем как перейти к конкретике, несколько замечаний для пользы дела.

- Если аварийки на мотоцикле не было, стало быть, технически на её установку не рассчитывали. Это значит, что реле поворота, которое теоретически может отвечать за аварийку, вовсе не обязано это делать, т.е. параметры реле могут не выдержать моргание удвоенного количества ламп. Помните это и пытаясь установить аварийку не вините в результатах содеянного кого бы то ни было. Дальнейшее описание позволит избежать ошибок. Но решение за Вами.

- Имейте ввиду, что применение аварийной сигнализации с выключенным двигателем приведет к повышенному, чем обычно, энергопотреблению от аккумулятора.  К примеру,  обычно у VRX400 работают 4 лампы (дальний или ближний, 2 габарита и задний фонарь). Всего  около 70вт. Если моргают 4 лампы аварийки, это еще 4 лампы по

18Вт. Это дополнительно 72Вт, т.е. вдвое больше.  Аккумулятор долго не выдержит.

- Для себя надо определить – зачем нужна аварийка. Если подавать сигнал аварийной остановки, будучи в статическом состоянии, то без разницы, где будет находиться кнопка включения аварийки. Хоть в багажнике.  Если же аварийка будет включаться в движении, то надо продумать где будет располагаться выключатель, дабы не отрывать рук от руля и управления мотоциклом, чтобы ситуация  на самом деле не стала аварийной. Безопасность превыше всего!

Перейдем к делу. Многочасовое блуждание по интернету в поисках решения привело к следующим заключениям:

 

- Аварийки делают, используя штатное реле или дополнительное. Второй вариант не рассматриваем, ввиду ограниченного свободного места и сложности монтажа.

 

- Есть разница в использовании светодиодных ламп или ламп накаливания. Штатные реле рассчитаны на применения ламп накаливания. Использование светодиодных ламп приводит к увеличению частоты мигания ламп в 2 раза, либо они вообще не будут мигать с этим реле. Зависит от применяемых светодиодных ламп.

 

На фотографии - штатное реле Honda VRX400

 

Выключатели авариек бывают трех видов: 2-х контактные, 3-х контактные (1х2) и 4-х контактные (2х2). Первые и вторые требуют применения диодов.
На цветной схеме VRX400 нарисованы все 3 варианта: 2-3-4 контактные.
Проводов у выключателя - 3. Подсоединяться проще всего внутри фары, поскольку колодка находится там. Туда же идет жгут кабелей от переключателя на руле. Ищите серый провод. Он там один.
Пугаться схем не стоит, тем более цветных.
Внимание! Если применяются лампы накаливания, то ток диодов должен быть выше суммарного тока двух ламп. В данном случае 18+18=36, 36:12=3А. Учитывая, что лампы 18/5 найти сложно, обычно прикупают 21/5, т.е. в этом случае 21+21=42, 42:12= 3,5А. Стало быть диоды - 5 амперные на напряжение 50В. При переходе на светодиодные лампы диод можно подобрать менее мощный.

 

Пример неудачного расположения переключателя аварийки. Смотрите на тот переключатель, что правее держателя зеркала, на ушке держателя руля. Стоит прочно и надежно, но очень неудобно. Приходится тянуться к нему, отпуская фактически левой рукой руль. Это опасно!!! Тот выключатель, что под кнопкой гудка - от противотуманок.  Аварийку можно разместить тут, у кого место свободно. В моем варианте переключатель станет над кнопкой переключения света дальний-ближний и вероятнее всего это будет тумблер, а не переключатель или кнопка.  Посмотрим, идея еще не материализовалась.

 

 

В качестве альтернативы родных реле используют 3-х контактное реле от отечественных автомобилей. Вопрос только в изготовлении переходника или перепайки разъема.
А это, собственно, один из вариантов переходника. Сделан минут за 30. И подключен он не просто к трехконтактному реле, а к реле, которому неважны используемые лампы - накаливания или светодиодные. Диапазон токов нагрузки у него от 0,02А до 20А (4 лампы по 21Вт это 7А, кстати). Моделька эта CF14 JL-02 Flasher for LED. Нам подойдет и CF14 JL-03. У него плюсовой и минусовой контакты в положении наоборот). По габаритам немного больше нашего. Конструктивно это куб -ШхВхГ 3х3х3 см, но в пределах нормы. Место ему хватит.

 

 

Увы, попытка заглянуть внутрь китайского чуда увенчалась успехом только отчасти. Основная часть реле залита компаундом и покрыта завесой тайны.
О результатах установки и тестирования проинформирую, см. ниже.

 

Кстати, очень рекомендую сделать переходник, что на фотке выше. Полезная вещь и как шаг к импортозамещению.
На всякий случай карта контактов японского и отечественного реле. У японских маркировка контактов E-L-B. У нас 31-49а-49
Соответствия:
E-31 корпус
L-49a - выход на выключатель поворотников

B-49 - плюсовой +12В
 
 

Для крепления новых реле на место старого, к автомобильному реле и китайскому CF14 JL-02 приделал ушко из корпуса старой релюхи и приклеил на холодную сварку.
Распиленный корпус китайца был заменен на корпус еще одной старой релюшки.
Автомобильное реле использовалось модели РАЛД 07,3747 (495.3747).
На обеих релюшках никаких переделок для работы со стандартными лампами не производилось, кроме ушко-адаптера и применения переходника.
На моем аппарате задние поворотники стоят светодиодные, поэтому в автомобильном реле пришлось подшаманить и поставить дополнительное шунтирующее сопротивление последовательно с существующим. Кто разбирал эти релюхи видел проволоку изогнутую.
Всё работает!



Тестирование CF14 JL-02 Flasher for LED


Работает оно так же, как и обычное. Реле щелкает. Но!!! Даже если подключить один светодиод с током 0,02А оно работать будет. Верхний предел - 20А или 240Вт. Но чем выше ток, тем меньше ресурс.
Длительная эксплуатация покажет плюсы и минусы каждого из решений, о чем непременно будет проинформировано сообщество.
 

Вывод:

В интернете много статей чем и как заменить неисправное реле или избавиться от влияния установки светодиодов на частоту мигания реле. Идеи самые разнообразные. Вплоть до разработки новых электронных схем. В качестве простой замены неисправного штатного реле вполне подойдет вариант с автомобильным 3-х контактным реле.  Бюджет - до 200 рублей за реле.
Если есть желание перейти на светодиодные лампы габарита и поворотников, то вполне жизнеспособный вариант китайское реле CF14 JL-02 (03).  Бюджет - от 5$ при заказе из поднебесной или около 400 руб. у нас по состоянию на август 2015г.
В обоих вариантах придется обзавестись переходником с нашего разъема на японский.