Москва - Грузия, июнь 2015г. …

В общем и целом основная информация по поездке в Грузию из Москвы содержится в статье за 2013 год.
К сожалению, прогноз погодных аномалий по трассе не дал продлить на несколько дней отпуск в Грузии и погнал в обратную дорогу. Как потом выяснилось - прогноз полностью подтвердился. Я успел проскочить до ливней.

Основные изменения на 2015 год:

- Граница в районе Верхнего Ларса – Казбеги работает с 6 до 18 в сторону Грузии и обратно. Но поговаривают, что ночью в сторону России наши погранцы пропускают круглосуточно, ибо на нейтральной территории скапливается много транспорта. Ограничения связаны с возможными селевыми сходами с гор и активным строительством  на грузинском участке. Все дорожные работы, которые наблюдались в 2013 году -  в основном завершены. Началось модернизирование новых участков дорог. Поскольку режим работы пограничного пункта сокращен, очередь на границе есть. Со стороны Владикавказа к 12-00 - метров 500.  Пройти за 1-1,5 реально. Для мотоциклистов - скидки :-) . Пропускают в первую очередь, если вежливо попросить. Практически все водители и легковых машин и фур говорят, что мотоциклистам стоять не надо ибо и проверять то нечего. Часть фур стоит на подъездах к пограничному пункту, чтобы не было неконтролируемой очереди. Со стороны Грузии - дело хуже. На самом погранпункте Грузии очереди нет вообще. Ни одной машины. Основной поток машин находится на нейтральной территории, на которой ни магазинов, ну туалетов, ни каких либо других служб нет. Обстановка очень нервная. Знакомые в воскресенье выезжали с территории Грузии. На границе были к 13-00. Прошли границу и двинулись на Владикавказ к 15-30. Приемлемо.
Сама дорога на старых участках дороги на перевале за зиму пострадала и в наличии ямы и колдобины.  На двухколесном транспорте приходится осторожничать и проходить  повороты зримо.  Участок дороги сразу за пограничным переходом Казбеги до сих пор  в щебенке.  Смотрите видео за 2013 год.

- Курс рубль-лари практически не изменился, несмотря на то, что курс рубль-доллар(евро) скакнул  неслабо.  Курс  лари к основным валютам в Грузии можно посмотреть на сайте курслари.com

Соответственно – основные позиции для отдыха остались неизменны с 2013 года.

- Открылся новый участок дороги в районе Кутаиси – теперь через сам город ехать необязательно. Отличная бетонка ведет маршрут мимо Кутаиси. Заправок на ней нет.

- Основное скопление автомобилей ГИБДД – южнее Ростова-на-Дону. Стоят в засадах с мобильными камерами на треногах. Примечательно, что как только начинался дождь или появлялся туман, гаишников как ветром сдувало. Никакого обеспечения безопасности на особо опасных участках дорог не наблюдалось. В Грузии полицейские обозначают свое присутствие проблесковыми маяками на крышах авто.  Если машина остановилась, например, на очень неширокой обочине и левым боком загородила половину  полосы движения, то полицейские обязательно подъедут, поинтересуются причиной остановки и примут меры к освобождению полосы для движения. Был свидетелем, как полицейские отгоняли коров с проезжей части.

Основные отметки по времени и расстоянию (учитываем динамические возможности Honda VRX400. Это значит, что практически весь маршрут от Москвы до Грузии проходил без нарушения скоростных режимов основных магистралей по трассе):

 - Расстояние Москва Верхний Ларс:  около 1800км. Весь маршрут лучше разбить на три участка, т.е. получается «три рабочих» дня. Причем, за первых два дня лучше проехать основную часть пути, что-то в районе 1500-1600 км, чтобы на третий день доехать до границы, пройти ее и добраться до Тбилиси. Это реально.

 - Расстояние Верхний Ларс – Тбилиси:  около 170 км. Поскольку основной маршрут проходит по серпантину, то скорость для мотоцикла невысока. Лучше закладывать  в расчетах  4 часа на спуск.

 - Расстояние Тбилиси – Батуми:  около 360км. Время в пути – 6 часов.

Из того, что запомнилось:

- Прежде всего, большое спасибо пограничникам и таможенникам обоих пропускных пунктов. Оказывали поддержку мотоциклистам, облегчали проезд при пробках на приграничных территориях и быстро осуществляли необходимые процедуры и проверки. Как говорится «респект и уважуха»

- Аналогичные благодарности водителям-дальнобойщикам, которые по доброму относились к «одинокому всаднику». Пропускали, прикрывали, освещали и  т.п.

-  Пока ехал, дважды подходили ко мне и спрашивали правда ли, что это VRX ?  Мой то аппарат  сильно переделан для дальних поездок. Оказывается, один из интересующихся уже имеет такой в наличии, другой – хотел бы приобрести и давно присматривается к нему.

Вот второй таки удивил. Он были с девушкой. У обоих – рюкзаки. Направлялись после отдыха в Грузии в сторону границы автостопом.  Бывает же такое!!!
- На обратном пути под Тулой утром попал под сильный туман. Видимость минимальная. Шел на ощупь и по навигатору, который показывал приближающийся поворот. Москва встретила утренними пробками. Добирался до дома 70 км почти 4 часа. За это время по трассе можно проехать около 500 км. 
Москва - территория относительности!

   -- По железу. В основном без проблем.
Топливо - за 4000 км пришлось перепробовать топливо разных производителей. Двигателю VRX400 больше понравилось топливо Лукойл и Роснефть. Шелл, BP не в счет. По трассе их практически нет. Остальные марки откровенно разочаровали - повышенная вибрация, шум двигателя, отсутствие тяги. Мот с трудом удерживал скорость 120 км/ч. Естественно плохое топливо - повышенный расход топлива. Скорость 120-130 км/ч очень неэкономична. При плохом топливе - 160-170 км, до переключения на  резерв.
Тестировались:
- Новая лампа Koito  H4 4200k повышенной яркости (оправдала),
- Новые самодельные крепежи для текстильных сумок (в прошлый раз из-за провиса оных одна из них поджарилась глушителем). Оправдали. Один раз мотоцикл лег в статическом состоянии на бок. Все осталось в целости и сохранности.

- Новые светодиодные противотуманные лампы. Светят мощно, но рассеяно. Наверное так и должны светить противотуманки.

- Изменил наклон ветровика. Воздушный поток стал отсекаться лучше и не бьет в шлем. Стало комфортнее на больших скоростях.

- Метод торможения на серпантине, а значит и экстренное торможение на обычных дорогах. Однозначно лучше тормозить всем, что тормозит. И двигателем, и передним, и задним тормозами. Более предсказуемое торможение. Ибо при наличии только одного тормозного диска на переднем колесе сбросить быстро скорость сложно без помощи торможения двигателем.
- Новый китайский бюджетный аккумулятор Red Energy. Описание, технические характеристики и много фотографий опубликованы на станице "Аккумуляторы". Покупка оправдана.

 

Под Краснодаром при ремонте автодороги со встречки прилетел камень и пробил стекло фары, повредил отражатель и разбил лампочку.  Жаль лампу – как раз недавно заменил на Koito. Про замену стекла фары я уже писал. Сейчас пошел дальше – заменил сразу весь блок фары – стекло и рефлектор.  Идеально пошел по размерам блок от ГАЗ-24 (ВАЗ «копейка»).  Немного подшаманить, конечно,  пришлось, но  фара за 150 рублей того стоит. К тому же пятна  светового потока отечественной фары  мне очень понравились. Доволен.
Фотки переделки смотрите в "Ремзоне"


Что еще… 

- После почти 5000 км.пробега, сразу после въезда в Москву, загорелся значёк термометра. Никогда не загорался, а тут здрасьте... Оказалось, сгорел предохранитель вентилятора радиатора. По трассе, встречный поток воздуха охлаждал радиатор, а московские пробки заставили пропеллер крутиться. Заменил предохранитель из запаса - поехал дальше.



- Щиток на радиатор при дальних поездках все-таки нужен. Без него радиатор  перестал бы быть радиатором. Фотка после прохождения грейдера на грузинском участке дороги на Тбилиси. Видео - будет ниже.


На кофры перед поездкой сшил  чехлы из прорезиненной ткани, проклеил швы. Куда лучше, чем родные, из плащевки, которые от пыли может и уберегут, а вот от дождя – нет. Может быть бахилы из такой же ткани пошью. К тому же думаю на дуги что-то типа экрана съемного  из ткани соорудить, чтобы ноги не захлестывало в дождь.


- Я таки хочу сделать автосмазчик цепи. Как то стоимость смазки в аэрозольных баллончиках  начала беспокоить мой кошелек.


   Немного фотографий...
Видео ролики будут расположены ниже. В монтаже.



 

Сделал небольшой видеоролик с музыкальными треками о дороге на перевале, включая один грейдер. Напомню, таких участков на 15 июня 2015 года было три. Один сразу у грузинской границы, второй у села Коби и третий тот, что на видео.  На мотоциклах с низкорасположенным радиатором, как на Steed-ах, этот самый радиатор лучше прикрыть каким то отражателем, ибо грязь забьет решетки радиаторов достаточно быстро и толку от него будет ноль. На маленьких скоростях радиатор все равно обдувается только с помощью вентилятора. А ехать еще далеко и автомоек до самой низины замечено не было. Водой из бутылки радиатор не отмыть. 

P.S. Первый по ходу ремонтируемый участок есть в видео за 2013 год, тот что сразу за пропускным пунктом. По моему с тех пор его только расширили и "освежили" щебенку. 
 

 

Пожалуй, у нас есть дороги и похуже. Но есть разница в езде  по ним ТУТ и ТАМ. Если вдруг завалить мот здесь и что то сломать, то есть большая вероятность относительно быстро восстановить его с помощью магазинов, друзей и т.п. Если то же самое произойдет за границей, а тем более на перевале, то возникает нешуточная проблема. Поэтому ответственность при вождении там должна быть выше.