Сентябрь 2013г.
Итак, долгожданная поездка в Грузию осуществилась!
О её возможности читал от мото-путешественников ранее. И с тех пор засела идея рвануть на Юг, аки заноза.  Но пугал, увы, наш непредсказуемый Северный Кавказ.
А тут – отпуск вроде как дают. И друзья туда же колеса автомобильные направили. Причем из Иркутска и из Оренбурга. Мне уж грешно было бы не воспользоваться таким шансом – вместе веселее все-таки, тем более что иркутяне уже были там 2 года назад, знали дорогу, особенности маршрута. И начались сборы.
Решено было к багажной системе VRX-a прикрепить новые текстильные сумки, взять новый видео-регистратор. (отснятое видео в конце статьи). Проверил все системы. За 2 недели до поездки сделал тестовую поездку в район г.Конаково, что недалеко от Дубны. По результатам поездки – подкрутил, затянул, закрепил, смазал.
   Поехали. Трасса М4 «Дон». В целом оставила хорошее впечатление, хотя некоторые участки сложно назвать автомагистралью. Очень правильное решение разграничить встречные потоки отбойниками. Еще одна фишка - при виражах на отбойники установлены дополнительные щитки, для предотвращения ослепления фарами встречных машин. В сентябре запустили, точнее назначили, 2 новых платных участка в Воронежской области. Всего их около 7. Из них всего 1 абсолютно точно можно отнести к таковым – на всем протяжении платного участка он освещен. Стоимость около 30 руб за 30 км. Самое приятное, когда едешь по таким трассам со скоростью 110-130км/ч это то, что ты можешь с 90% вероятностью быть уверенным через 10 часов движения проехать не меньше 1000 км.
Никаких Сервисных станций или служб на этих платных участках обнаружено не было. Разве что телефоны с надписью SOS. Два участка на трассе – это черная дыра в М4. Это населенные пункты Лосево и Тарасовский. Машины там реально пропадают на многие часы. Я попал в пробку длиной около 40 км. На мотоцикле пробирался около 2-х часов. Немного мешали боковые сумки. Автомобилям было суждено там проторчать часов 5, не меньше. Водители рассказывают, что летом в часы активного движения пробки были по 60-70км, плюс аварии, плюс поломки – по времени часов 10 в пробке обеспечено. У кого авто позволяет ехать по бездорожью – так и делали, пробираясь по проселочным дорогам. Зачем надо было Федеральную трассу вести через эти населенные пункты – загадка. Вокруг степи нетоптаные…
Ну да ладно….
   Маршрут до Грузии разбил на две части – заехать к друзьям в Краснодарский край, и через два дня встретиться с остальными участниками пробега. Так и случилось. 2-го сентября встретились в районе станицы Тбилисская и двинули в Грузию. Дороги Ставропольского края были тоже неплохие, в 3 полосы. Средняя полоса периодически переходит в пользу одного из направлений, что очень удобно - знаешь, что через какое-то время одна полоса превратится в 2 и можно будет обогнать грузовики. По опыту предыдущих поездок друзей решено было к вечеру быть в районе населенных пунктов Георгиевск-Прохладный, поближе к границе, там переночевать и на следующее утро двинуть в Грузию.
Остановились в Прохладном, гостиница – Дарьял.  Вполне комфортная для своей цены. Главное – охраняемая и закрытая стоянка. На следующий день утречком  испили кофею с домашними пирожками и продолжили турне. Дороги, кстати. на Северном Кавказе порадовали. Трасса "Кавказ" - отличное покрытие, разметка, отбойники, придорожные гостиницы и т.п. В общем, нормально доехали до границы. Был один занятный эпизод. Ехали мы схемой авто-мото-авто. На посту ГИБДД в районе Владикавказа останавливают всех. Останавливаемся в том же порядке. Три человека, из которых только один в форме «гаишника», подходят ко мне, вскользь бросив остальным, чтобы готовили документы для проверки. Гаишник формально проверил документы, не вникая особенно в них, и дальше пошел разговор «по-душам» - «что и правда из самой Москвы? Тяжело ли ехать? А сколько стоит, какого года мот, какая скорость, и что? Правда 95 года аппарат? Как всегда оказалось, что у кого-то из них был мотоцикл в юности - Восход, ИЖ, Ява, кто-то занимался мотоспортом. Вполне мило побеседовали. Я пытался показать еще и паспорт (при остановке сказали подготовить). Но товарищ в штатском сказал с акцентом «Что я не вижу – у него все в порядке!», пожелали счастливого пути! И мы поехали потихоньку. У моего автомобильного эскорта вообще ничего не проверили. Автомобилисты были приятно удивлены, спрашивали что я такого рассказал  проверяющим :-)
Докатили до границы. Достаточно быстро прошли границу. На Российской стороне с учетом ожидания очереди - минут 20-25, на Грузинской - минут 5. Машин было немного, может из-за того, что уже был сентябрь и начало учебного сезона? Летом, в отпускной сезон, машин скапливается больше. Таможенники обеих стран попросили только открыть центральный кофр и визуально его проконтролировали. За что им спасибо – боковые сумки очень уж не хотелось выпотрашивать. Автомобилистов проверяли потщательней.
Следует заметить, что пропускной пункт Верхний Ларс - Казбеги существует уже более 200 лет, как начало Военно-Грузинской дороги. С 2006г по 2010г был закрыт. Официально - для реконструкции пропускного пункта Верхний Ларс. Открыт 1 марта 2010 года.  Ссылка на информацию по Военно-Грузинской дороге - ниже по тексту.
Режимы работы пропускного пункта Верхний Ларс-Казбегив 2013 г.:
- весенний период с 1 марта по 1 июня - с 6-00 до 22-00
- летний период с 1 июня до 30 сентября - круглосуточно
- осенне зимний период с 1 октября по 1 марта - с 7-00 до 19-00
Пересечение границы пешком запрещено. Оно и понятно - куда можно дойти пешком в горах, при том что  пешеходные тротуары не предусмотрены.
Естественно, перед поездкой через Верхний Ларс уточните прогноз погоды в Грузии в этом районе. Если по прогнозу дожди - лучше перенести поездку. Дождь в горах - совсем другой дождь.
И пожалуй самое главное - при планировании пересечения границы и перевала оцените временные затраты на это мероприятие. Само по себе расстояние от границы до равнинной части в окрестностях Тбилиси относительно небольшое, что то в районе 200 км. Но эти километры не то же самое, что на равнине. Ориентировочное время на эту дистанцию - около 5 часов, если не пытаться бодаться с отбойниками. Плюс время на прохождение границы. При любом раскладе не надо пытаться ехать на перевал во второй половине дня. Во первых придется поторапливаться, соответственно не получать удовольствие от природы и езды. Во вторых, на перевале уставший водитель не к добру. Горы требуют уважения.

Стоит заметить, что есть некоторые особенности посещения Грузии:
- тем, кто в последнее время посещал Абхазию ехать в Грузию пока не надо. По действующему грузинскому законодательству лицам, которые посещали "оккупированные" территории, светит крупный денежный штраф или лишение свободы от 2 до 4 лет. Увы, есть такой юридический казус. "Пока не надо" - есть надежда, что новые власти после выборов пойдут на диалог со всеми участниками конфликта и решение в пользу открытия границ будет найдено.
- оформлять GreenCard не надо. У них нет такого вида страхования как ОСАГО и Грузия, судя по всему, не присоединялась к  международной системе автострахования «Зеленая Карта».  Грузинские пограничники кроме паспорта и техпаспорта требуют еще и права. Наши права не проверяют. На Грузинской стороне стоит будка с обменом валюты от какого-то банка – можно обменять рубли или снять с карточки. Курс немного отличается от "материковых", но в меру. 1000руб. – 47,5 лари. Очень удобно, если учесть, что ехать до цивилизации километров 150-200. Заправляться то надо. Кстати, из российских банков были замечены Приват банк и ВТБ. Как ни странно мою карточку от Райффайзен банка они не приняли. Снимал деньги в банкомате грузинского банка.
  Грузия. Собственно, вот и все про пересечение границы. Дальше – Грузия. И начало дороги – весьма впечатляет. Разбитая дорога, щебенка, ямы, потоки ручьев с гор. Пара тоннелей с таким же покрытием. Скорость минимальна. Ехать на груженом мотоцикле по таким ухабам неприятно. Погода на перевале - очень переменчивая. Пока ехали были и низкая облачность, и моросящий дождь, и ясное небо. Перепад высот по трассе такой, что периодически закладывало уши...
 



После достаточно хорошей дороги в межгорье, начался Крестовый перевал с очередным участком строящейся дороги. Этот был куда сложнее предыдущего. Грейдер с подъемами и спусками, с поворотами и разворотами на 180 градусов по серпантину. Аккуратненько проехал, падать и заваливаться никак нельзя – под уклоном, по грейдеру, с грузом подняться будет проблематично. После прохождения этого участка, спросил у дорожного строителя «В каком году сделают этот участок?» Он искренне удивился, что я спрашиваю о годе. Сказал, что уже в октябре 2013г. участок будет сдан. Чудеса однако!
На пятачке отдыха увидел мотоциклистов из Украины (Киев).  Поприветствовали, поговорили, поехали. Они тоже проходили этот участок очень аккуратно, как и последующие. Вскоре после грейдера вырвались на змейку серпантина. И тут оказалось, что на мотоцикле проходить повороты куда сложнее, чем на машине. Все таки 4 колеса это не 2. И тут мы с авто эскортом впервые разделились. Точка назначения была известна, связь работала.

 




Разлетелись, чтобы не сдерживать друг друга. Дальше была поездка по качелям серпантина. Самая приятная часть поездки. Пришлось вспомнить все, чему учили на мото курсах – очень пригодились эти знания.

Побаивался серпантина в плане активного использования тормозов, даже взял с собой запасной комплект, но он не пригодился - торможение коробкой передач в купе с обычным торможением очень правильный вариант в горах. "Карманы" для остановки транспорта очень часто заняты лотками с торговцами всякой мелочью. Мест для перекуса типа кафешек на серпантине нет. К вечеру были уже в районе Кутаиси. До Батуми, конечной точки поездки, решено было все-таки ехать в ночь. Расстояние 150 км. Спросили как я? Справлюсь ли?  Ответил, что совместными усилиями осилим и ночной маршрут, тем более, что поставил когда то дополнительные фары. Схема движения та же – Авто-Мото-Авто.

 




 

Первая машина своей оптикой щупает дорогу, задняя прикрывает меня от атак чужих авто и выступает щитом при выезде на перекрестках. Дороги на этом участке были достаточно узкие, по одной полосе в каждую сторону. Посему «сел» на заднее правое колесо впереди идущей машины, предупредив водителя, что правым колесом в ямки попадать не надо.  Так и ехали. Не сказать, чтобы поездка ночью доставила удовольствие, но если надо - то надо. Доехали без проблем где-то под полночь. Зато утром проснулись уже рядом с морем.

 

 
 

  
Дорожная обстановка. На дорогах в западной Грузии анархия. Привыкшие ездить по узким дорогам серпантина, водители и на обычных дорогах ведут себя как по серпантину - быстро обогнать, может с подрезанием, с выездом на встречку в любой части дороги. Такое ощущение, что из всех правил действует лишь одно – правостороннее движение. Ну и может быть светофоры. Пересечение сплошных полос, игнорирование пешеходных переходов, повороты не там и не так – обычное дело. Атака в лоб там, где вроде бы сплошная полоса и обгон у встречного потока вроде как запрещен – тоже. Имеется ввиду, что ты примешь вправо, даже там, где некуда (ты ж на мотоцикле) Подрезание – в порядке вещей. И все сигналят!!! По любому поводу! При обгоне, при приветствии, при предупреждении, при недовольстве, симпатичная  девушка на тротуаре, кошка на дороге, уступи дорогу, «спасибо, что уступил дорогу», в любое время суток. Так что, если услышали гудок – не обращать внимание и не нервничать. Для успокоения души можете тоже сделать фа-фа. Это нормально.
Стоимость поездки на маршрутке – 40 тетри (0,4 лари или 8 рублей). Объехать Батуми можно на маршрутке - город небольшой, много маленьких улочек.. Стоимость такси – от 5 лари (100 руб).
Легковые авто в основном импортные. И дело здесь не в высоком благосостоянии. Дело в небольших налогах на импортированные авто. Например, наши грузинские знакомые купили авто за рубежом – Мерседес S-класса 1998 г. по цене в районе 2000$, заплатили налог около 1000$. Итого, 3000$.  Любимые авто в тех краях – Mercedes, BMW естесссно.
   Дороги.  В основной своей массе хорошие и очень хорошие, даже отличные. Дороги в районе перевала очень интенсивно модернизируются. Трасса от Тбилиси в сторону Кутаиси – образец «правильной, Федеральной» трассы. Она еще не закончена. Планируется, что это будет 232 км трасса (с учетом новых туннелей и того меньше), полностью освещенная. Самое главное - это покрытие. Бетонка высочайшего качества. Стыки – не больше 1см, прорезинены. Скорость – 110км/ч, машин очень мало на трассе. Получил огромное удовольствие.
Заправки. Топливо: 2 лари или 40 руб. Из Российских заправщиков представлен только Лукойл. Сам процесс заправки максимально упрощен, удобен и приятен для водителей. Я даже нашел аналогию процессу заправки в Грузии – это PitStop в Формуле 1. Подъезжаешь на заправку, не слезая с мотоцикла открываешь бак, тебе дают пистолет, заправляешься, не слезая с мотоцикла расплачиваешься, уезжаешь. Всё!!! Причем на брендовых заправках расплачиваешься или бумажками или карточкой, у заправщика есть мобильный терминал и переносная кассовая машинка для распечатывания чеков. Я был в восторге!!!
   Полицейские. Авто с мигалками в основном BMW, Mercedes, MINI Cooper даже Porsche.  Практически всегда ехали с включенными мигалками, но без звуковых пищалок. Давали знать о своем присутствии. За все время нашего присутствия ни одной пробки по причине аварии не было. Причем в городе улицы достаточно узкие – пробка бы образовалась мгновенно. Все дело опять же в отсутствии страхования типа ОСАГО. Водители расходятся «полюбовно». Если же уперлись и ни один не признает себя виноватым, появляется полиция и, как мне рассказали, штрафуют обоих на 200 лари (4000 руб.), а потом разбираются в существе дела. И это работает, как ни странно. Очень часто полицейские экипажи смешанные – мужчина и женщина. Знание грузинского, английского и русского – обязательны. Нас ни разу не остановили. Но мы и повода не давали.
 

  
  Кухня. Традиционно очень вкусна. В Турции, которая практически за забором, еда как ни странно абсолютно другая и совершенно никакая. В Грузии же – рай для желудка. Есть блюда на любой вкус. И главное кошелек. Абсолютный рекорд нашего посещения ресторанчиков в Батуми – 136 лари (около 2700) на 9 человек. Это 15 лари (300 рублей) с человека.  Из-за стола выползали, обещая друг другу, что уж завтра то точно заказывать будем меньше. И так каждый день. В счете обычно пишут стоимость заказа плюс чаевые.
Жилье. Мы были в сентябре, курортный пик спал. Останавливаться в гостиницах вовсе не обязательно. В прибрежной полосе сдаются комнаты и даже дома. Цены самые различные. Цены от 50 лари (1000 руб.) в сутки за комнату с койками на 2-4 человека. Есть даже с отдельным санузлом и интернетом. Стиральная машинка и кухня в распоряжении.

 

  
  Народ. Вот чего не было - это боязни, что в Грузии будет опасно. В период развала Союза были смутные времена, когда политики разыгрывали национальную вопрос в своих интересах и между национальностями были конфликты. Многие мои друзья были вынуждены переехать в Россию. Сейчас недоброжелателей ни разу не встретили.  Но это вовсе не значит, что их нет. Как говорят сами же грузины с форума, ссылка на который ниже, каждый народ не без урода. Период изоляции от России со времен развала СССР, привел к тому, что новое поколение плохо владеет русским языком. Приходилось общаться на "эсперанто" – русско-грузинско-английском языке. Так что если есть затруднения с общением – призывайте на помощь граждан преклонного возраста. Они прекрасно говорят на русском. И я бы даже сказал с удовольствием говорят. В магазинах всегда есть русскоговорящие сотрудницы, которые тоже не прочь попрактиковаться при общении. К тому же в школах по прежнему преподавали и преподают русский язык, а в последнее время есть настоящий бум с обучением русскому языку на курсах.

В общении политический вопрос отношений стран, войны в Южной Осетии и т.п. стараются не затрагивать, справедливо замечая, что настоящую правду не знаем ни они, ни мы. Ибо политики разыгрывают свою политическую карту, а народам разыгрывать нечего! В Батуми, да и в Грузии вообще, очень ждут улучшения отношений двух стран. Исторически наши государства были тесно связаны. Российская Империя неоднократно защищала, отвоевывала и возвращала захваченные Османской Империей территории Грузии.  Наплыву курортников очень препятствует отсутствие железнодорожного сообщения с Россией. Железная дорога проходит через Абхазию – Сухуми. Местное население надеется, что после президентских выборов в октябре 2013 года отношения между Россией и Грузией улучшатся, восстановятся дипломатические отношения и заработает ж/д сообщение. Чего я им от всей души желаю!
Историческая справка:
  Батуми
Жемчужина Грузии, является важнейшим культурным, экономическим и туристическим центром. Большинство зданий в городе датируется XIX веком. В городе расположена древняя крепость «Тамара» и православная церковь (бывший католический собор). В Батуми проживает 125 тысяч человек, плотность населения — 7293,8 на км. Вокруг горы, в непосредственной близости – Турция. До неё всего 15-20км. Въезд в Турцию максимально упрощен. Достопримечательности: Приморский парк - бульвар, канатная дорога, Батумский ботанический сад, крепость «Тамара».
Аэропорт Батуми находится в непосредственной близости от города, но благодаря современным двигателям на самолетах, деятельность аэропорта практически не заметна.
 


  Тбилиси
К сожалению, на столицу Грузии был отведен всего один день. Но и он успел подарить приятные эмоции от общения с местным населением. В Тбилиси заезжали, уже по привычке, под вечер. Ехали в никуда, имеется ввиду, что гостиница не бронировалась. Надеялись найти что-то по прибытию на место. Так и случилось.
Не особенно привередливые и капризные мы готовы были на любой ночлег. Недалеко от места пересечения границы города увидели гостиницу Патриот. Нас встретил хозяин гостиницы. Оказалось, что она еще строится и номера в ней не сдаются. Но... Оказалось, что он долгое время жил в Подмосковье, имел свой бизнес. Потом пришлось вернуться в Грузию. Так вот, он совершенно бесплатно предложил нам "сторожку" у гостиницы, а на самом деле отдельный однокомнатный домик, около 30 кв. метров. Мы с благодарностью согласились. Спальники и надувные матрасы. которые были в наших авто, оказались очень кстати. Гостиница будет к следующему сезону готова к приему гостей города. Обязательно к ним заеду. Да!!! А как же с охраняемой стоянкой для мотоцикла на неохраняемой территории? Оказалось, что хозяин гостиницы (представился как Важа, хотя он не молод) тоже не прочь тряхнуть сединой и у него в служебном помещении был припаркован чоппер, Yamaha Virago. Естественно мой VRX получил шикарные апартаменты рядом c чоппером. Очень приятный в общении человек, много друзей и родственников в России. Рассказал, что при всех недостатках существующей политической системы в Грузии там нет взяточничества. Все вопросы отношений государства и бизнеса решаются быстро, легко, без проволочек. Разрешение на строительство гостиницы Важа  получил за два дня. Первый день через интернет заполнил заявку, на следующий день предоставил необходимые документы и получил разрешение, никому ничего сверх положенной по законодательству суммы не заплатив. Вот такие чудеса!
О самом городе - центральная часть города Тбилиси стала и лучше и хуже. Об этом могу судить поскольку в молодости довелось пожить в Тбилиси. Вездесущий McDonalds пристроился рядом с памятником Шота Руставели, канатная дорога на фуникулёр, с одной из красивейших телебашен СССР, не работает с 90-х годов, на старом месте нет знаменитого павильона с газированной водой "Воды Лагидзе", где можно было заказать газировку с любым набором сиропов: сливочный, вишневый, грушевый, шоколадный, тархун, айвовый, лимонный, крем-сода Всего около 20 разных сиропов, исключительно натуральных, никакой химии. Можно было заказать, например, Сливочно-Шоколадно-Лимонный стаканчик газировки. В общем, когда деревья были большими было уютней и добрей.
Основные магистрали города в очень хорошем состоянии, много новых развязок, эстакад. Основные здания города отстроены, отреставрированы. Немного вглубь от магистралей - и там совсем другая жизнь.
В следующий раз с удовольствием проедусь по Восточной Грузии - более знакомой мне по годам детства и юности. И пройдусь непременно пешком по Тбилиси. Это все таки не Батуми. Кстати, Тбилиси был миллионником еще в 60-ых годах прошлого века. И обязательно заеду в Рустави - там была отличная мото-база с тренировочными трассами для кроссовых мотоциклов, стадион для езды по гаревой дорожке, а сейчас еще, говорят, отстроили трассу для шоссейных гонок.
В августе этого года, точнее 23-25 августа 2013 года, как раз в Рустави прошел Первый Грузинский Мото Фестиваль. Были гости из 38 стран мира. To be, как говорится, continued!!!

 

 
  Дорога назад. Спешить совершенно не хотелось, посему я выехал часа на 2-3 раньше остальных. Друзья поехали посмотреть достопримечательности. Не спеша, на комфортной скорости в 60-80км/ч проехался по серпантину в обратную сторону, к границе. Оказалось что в прошлый раз я просмотрел огромное горное водохранилище с ГЭС. Очень красивое место. Опять качели серпантина. Опять горный грейдер, который удалось проехать еще до наступления сумерек. Границу пересекали уже к вечеру, стемнело. При пересечении границы, уже на Российской стороне, пограничники-таможенники поинтересовались "какие планы на вечер" :-), в смысле как мы собираемся двигаться и настоятельно порекомендовали как можно быстрее проехать Кабарду, "неспокойно здесь". Долго уговаривать нас не пришлось. И опять ночная поездка длиной километров эдак 200 с лишним. На этом участке меня таки подвел амортизатор (см. ниже). Доехал на одном. Чтобы не сильно нагружать оставшийся амортизатор содержимое боковых сумок отдал в машину, сам привстал, чтобы сместить центр тяжести вперед. Так и ехал. Благо дороги на Северном Кавказе хорошие, что позволило ехать со скоростью 80-90 км/ч без особенных проблем. Такой тип езды привел в восторг "настоящих джигитов" на девятке, которые при обгоне на треть корпуса вылезли из окон машины с оттопыренными пальцами типа Хэви Метал и большой палец вверх. Порадовал в общем - не каждый день они встречали мотоциклиста едущего стоя, да еще ночью. Так доехали до Пятигорска, где мы и разделились. Я остановился в гостинице "Пятигорск", а ребята поехали дальше, на восток, в сторону Иркутска и Оренбурга. Как оказалось гостиницу выбрали очень правильно. Рядом охраняемая стоянка и рынок, на котором я утром купил новые амортизаторы. Там же, на стоянке, разобрал багажную систему, заменил амортизатор. Естественно, в желающих помочь не было недостатка. Скучающие утром таксисты все внимание переключили на меня. Очень помогли и словом и делом, за что им огромное спасибо. Дальше была дорога опять  к друзьям в Краснодарский край, а потом направление на Москву. Прогноз погоды был не очень оптимистичным, но ехать было необходимо. На работе я должен был быть без опозданий. На заправке, недалеко от Воронежа, встретил байкера Вячеслава на Yamaha FJR из Москвы. Он уже почти месяц в пути, объездил весь Крым. На М4 попал в пробку-сюрприз у хутора Тарасовский (о ней выше), жутко матерился :-). Я его предупредил, что в районе Воронежа предполагается неслабый дождь. Решили ехать до Москвы, без остановки, ибо после Воронежа начинался каскад платных дорог с достаточно хорошим покрытием. Соответственно, даже в дождь и ночью можно ехать на достаточно большой скорости. Но все-таки не вместе. Ночь есть ночь. И скорости аппаратов разные, темп движения ночью вместе держать сложно. Прогноз оправдался, в дождь я таки попал. Но надежды на то, что ближе к Москве дождь закончится, не сбылись. Он просто стал меньше. В итоге, у Москвы я был часам к 9 утра. При приближении к МКАД понял, что на кольце коллапс в обоих направлениях и двинул напрямую через город, на север, в район Дмитрова. Ветровик свое задачу отработал на 5 с плюсом. Промокли только ступни ног. Надо делать бахилы из непромокайки. У меня есть покупные, но длительную езду они не выдерживают, материал явно неподходящий (еще одно задание на зиму).  Движение ночью было бы очень проблематичным из-за встречных фар авто, если бы не спец. очки от ослепления фарами встречных авто, которые как-то не доводилось испытать ранее. Они оказались очень полезными и ночью, и вечером, когда солнце на закате оказывается прямо по курсу над горизонтом. С очками - просто светящийся шарик и дорогу прекрасно видно.

 
Полезные ссылки для тех, кто решит посетить Грузию
- Грузия в Википедии
- Тбилиси в Википедии
- Батуми в Википедии
- Военно-Грузинская дорога в Википедии, Крестовый перевал
- История взаимоотношений России и Грузии, подписание Георгиевского трактата 1783г.
- Форум о Грузии. Много фотографий описаний, советов, отзывов
- Рецепты грузинских блюд
- Информационный портал Тбилисская неделя (на руссом языке. Грузинских сайтов на русском языке немало)
- Самая большая коллекция грузинской музыки в интернете
 

P.S.

  1. Эмоции. Поездка в эмоциональном плане оставила двоякое впечатление. С одной стороны – все здорово! Отменные дороги, дешевый сервис, хорошее отношение, красивая современная архитектура в больших городах и древняя архитектура, которой несколько веков. Но с другой стороны – очень низкий уровень жизни населения по всей стране. Даже в больших городах. Промышленности, которая была в годы Советского Союза, нет. Нет и работы. Население выкручивается, как может. Хотя и у нас в стране не все хорошо с рабочими местами.

  2. Серпантин. Для себя при движении по серпантину выработал правило – по возможности пропустить транспорт, который за спиной. Тягаться с машинами в маневренности и скорости прохождения участков не надо. Машины обычно идут группами по 5-10 машин. Потом какое-то время машин нет вообще. В этот момент и можно наслаждаться серпантином. Не спешить, уступать, получать удовольствие. Естественно максимально использовать торможение двигателем и не жечь тормоза, рассчитывая расстояние до поворота и скорость.  Погода в горах очень переменчивая и если "здесь" сухо, то это вовсе не значит, что сухо будет за поворотом. В общем – максимально осторожно. На некоторых участках отбойников нет. На краю дороги – сразу пропасть. Естественно дождь, а тем более ливень лучше переждать. Сверху может лить не только дождь, но и селевые потоки с гор плюс камнепад. На видео видны участки дороги с горами на одной стороне и камнями с другой. К слову сказать дороги в горах достаточно чистые, бес песка, грязи и камней – дорожные рабочие трудятся на славу.
Очень удобно применение навигаторов на серпантине. Один взгляд на навигатор перед следующим поворотом и понятно какой поворот впереди - 10 или 180 градусов, соответственно и темп движения можно выбрать соответствующий.

  3. Связь. Из российских операторов сотовой связи в Грузии есть только Билайн, продаются местные карточки Билайна и терминалы пополнения типа QiWi, с грузинским, русским и английским языками. Стоимость карточки 5 лари (100 руб), на счету 2 лари (40 руб), продаются без необходимости предъявления документов.

  4. Коммуникация в дороге. Очень неплохо, когда есть связь с попутчиками по беспроводным гарнитурам типа Scala Rider. Здорово решать вопросы типа отдохнуть, сделать пи-пи, ням-ням, перевести дух и просто размяться без необходимости всякий раз сбрасывать скорость, догонять, кричать на ходу и т.п.

  5. Навигация. По России использовал Навител. Для Грузии на андроидный девайс скачал бесплатную программу-навигатор OsmAnd. В некоторых случаях – неплохая альтернатива платным аналогам, типа Навител. Закачал туда карту Грузии совершенно бесплатно. Вполне себя оправдала. Рекомендую к ознакомлению и применению. По Грузии передвигался исключительно по ней. Очень много встроенных функций, настроек, возможностей скачивания, редактирования и создания карт.
   6. Езда стоя. В общем ничего необычного. Но надо иметь ввиду, что маневрирование на дорогах общего пользования будет затруднено - нет зеркал заднего вида в поле зрения. Соответственно, я использую такой вариант езды только в крайних случаях - чего и всем рекомендую. Безопасность превыше всего.

 

Об испытаниях сумок, амортизаторов от ИЖ-а и бескамерок.

Сумки текстильные – однозначно удобные для быстрой загрузки содержимого из-за наличия сумок вкладышей. Сумки-коканы практически не снимал.

Минусов несколько:

- даже при наличии багажной системы и достаточно жесткой конструкции сумок они все-таки провисают. Обязательно дно правой сумки армировать металлическим щитком либо делать полочку в крепеже к багажной системе. При вибрации и достаточном весе сумка может просесть на глушитель со всеми вытекающими. (каюсь,  не досмотрел) Соответственно, правую сумку не рекомендуется использовать для размещения в ней всяких жидостей, аптечек, тюбиков и газовых баллончиков и всего, для чего повышенная температура нежелательна, поскольку в любом случае температура в правом кофре будет выше, чем в левом.

- необходимо очень тщательно крепить сумки, чтобы они не болтались в горизонтальной плоскости и обязательно периодически проверять крепление.  Болтающаяся груженная сумка - к серьезным проблемам.

- влагостойкость у текстильных сумок никакая. Даже при наличии штатного чехла для сумки. Он скорее всего спасет от пыли, но никак ни от дождя. На скорости капли дождя пробивают ткань чехла. Лучше использовать прорезиненные чехлы (это задание себе на зиму)

- без чехлов сумки использовать можно конечно, но стирать их тогда придется однозначно и долго А это не просто тряпочкой протереть.

Амортизаторы ИЖ-а. Совершенно очевидно, что по своим техническим параметрам отечественный продукт уступает японцу. А уж тем более китайский. Это было известно изначально. Но ижевско-китайские покупались потому, что в продаже нет родных амортизаторов вообще и нужно было найти альтернативу, поскольку родные амортизаторы на ямках стало пробивать с неприятным металлическим ударом и не только у меня. Поиск привел к ИЖевским, как самым доступным и вполне бюджетным. Ижевские продержались 6000км отечественных дорог. Мало это или много каждый решает сам. Для городского цикла - более чем достаточно. Недостаток их - в сочленении металлического штока и верхнего ушка крепления к раме - оно резьбовое!!! И самое главное (в китайских) - разнометальное. Шток стальной, ушко из сплава. Либо это конструктивная особенность ижевских, либо это косяк китайцев, удешевляющих производство - сказать затрудняюсь. Амортизаторов ижевских, родных, еще советских времен, не видел и сравнивать, увы, не с чем. Но факт остается фактом - к завершению путешествия резьбовое соединение не выдержало, шток выскочил из ушка. Пружина была потеряна при вечерней езде. Долетел на одном крыле (амортизаторе). Но... на  следующий день в ближайшем магазине легко нашел такие же амортизаторы. Говорят в Ижевске еще выпускают амортизаторы для ИЖа, и даже с правильными узлами шток-ушко, даже цельные.  В общем испытание есть испытание. Слабый узел в этих амортизаторах был найден.

Решающие ставить такие амортизаторы - да обратят на эту особенность пристальное внимание и примут превентивные меры для недопущения и улучшения!
P.S. Информацию о возможных заменах штатного амортизатора читайте на странице, посвященной амортизаторам

Бескамерки. Показали себя замечательно. Но все таки не идеально. Давление в течение суток держалось достоточно  хорошо, но вот после двух - трех дней намечалось падение давления в переднем колесе - это значит, что где-то я поторопился и некачественно загерметизировал. Вскрытие покажет!