Глоссарий:
 
Аккумулятор электрический (от лат. accumulator - собиратель, накопитель) — в общем смысле это устройство для накопления энергии и её последующего использования. Электрический аккумулятор преобразует электрическую энергию в химическую при заряде, с последующим обратным преобразованием химической энергии в электрическую.
Сначала общая информация. Применительно к мототехнике в последнее время применяют необслуживаемые аккумуляторные батареи (АКБ) - (Maintenance Free). В продаже бывают сухозаряженные аккумуляторы с комплектом электролита, который заливают перед использованием аккумулятора (Dry with an Acid Pack), и аккумуляторы, заправленные и заряженные в заводских условиях (Factory Activated). Особенность сухозаряженных - в длительности хранения до использования, активация аккумулятора происходит только во время заливки электролита.
Ток зарядки обычно указан на корпусе аккумулятора и составляет 10% от номинальной емкости аккумулятора, т.е. если аккумулятор 9 А/ч, то ток зарядки должен быть 0,9А и время зарядки около 10ч, т.е. получается формула 10/10 - 10% / 10 часов.
Ток экспресс зарядки это 5-ти кратно увеличенный ток обычной зарядки, т.е.в районе 5А для аккумулятора 9 А/ч,
Но это на крайний случай и злоупотрелять таким режимом не рекомендуется, ибо этот режим сокращает время жизни АКБ.
Самое главное - нельзя использовать зарядку для авто АКБ в автоматическом режиме. Ток там уж очень велик  и мото АКБ такого не переживёт. Обязательно необходимо переключиться в ручной режим, выставить ток стандартной зарядки и контролировать напряжение на аккумуляторе.
Маркировка. Стандартом де факто считается маркировка японской компании Yuasa и это очень облегчает подбор мото аккумуляторов от других производителей. У каждого из них есть собственная маркировка, но практически всегда рядом стоит обозначение "от Yuasa" - компании с 90 летним опытом производства аккумуляторных батарей и лидером в их производстве для мотоциклов.
Посему соберем всю информацию по маркировке, ибо таковой найдено не было, разве что на сайте производителя. Еще немного информации о герметичных, необслуживаемых АКБ от Yuasa. Эта особенность была достигнута за счет применения технологии AGM - Absorbed Glass Mat (Поглощающие стеклянные маты), играющих роль сепараторов для электролита, повышающей производительность АКБ, увеличивающей количество циклов заряд-разряд, без необходимости доливать электролит, значительно улучшающей вибростойкость.
С АКБ заправленными и заряженными на заводе всё понятно. Главное - проверить вольтаж и дату выпуска при покупке. Очень залежавшиеся на складе аккумуляторы могут потерять свои заводские параметры. Стоимость их дешевле сухозаряженных с электролитом процентов на 20.
Последние же пользуются особенным спросом из за гарантии того, что их не подзаряжали и они не потеряли своих качеств. Правда при этом приходится потрудиться "правильно" залить электролит, соблюдая технику безопасности при работе с химреактивами.

 

В приводимой таблице - условное обозначение АКБ и её расшифровка.
 

1. Тип аккумуляторной батареи AGM (YTX,YIX,YTZ,YT,GYZ)

2. Индекс мощности АКБ

3. Обозначение уникального размера АКБ

4. Повышенный пусковой ток

5. L - обозначение полярности -+ (стандартная поляность  +-)

6. Сухозаряженные аккумуляторы с комплектом электролита.
BS - Bottle Supplied Electrolyte

7. Тип клемм (существует 14 вариантов клемм)
 

 

* Примечание:
YTX отличается от YTZ размером, зарядным и пусковом токами. YTZ компактнее своего собрата.
Ниже представлена таблица наиболее часто встречающихся аккумуляторов для различных мотоциклов.
Если какие то пропустил - пишите, добавлю.
В ней хорошо просматриваются отличия АКБ по характерным признакам в именовании.
В продаже мото магазинов имеются также АКБ дочерней фирмы Yuasa в Тайване.
Обозначаются TTZ вместо YTZ и стоят значительно дешевле.

 

Модель

Емкость, А*ч

Длина,
мм

Ширина,
мм

Высота,
мм

Полярность

Вес, кг

Объем электролита, л

Зарядный
ток, А

Пусковой
ток, А











YTX9

8

150

87

105


Заводская
заправка

0,9

135

YTX9-BS

8

150

87

105


0,4

0,9

135

YT9B-BS

8

150

70

105


0,4

0,8

115











YTX12

10

150

87

130


Заводская
заправка

1,2

180

YT12A-BS

10

150

87

105


0,47

1

175

YT12B-BS

10

150

69

130


0,52

1

215

YTX12-BS

10

150

87

130


0,6

1,2

180

YTZ12S

11

150

87

110


Заводская
заправка

1,1

210

YTZ12S-BS

11

150

87

110


0,52

1,1

210











YT14B-BS

12

150

70

145


0.60

1.2

210

YTX14-BS

12

150

87

145


0.69

1.4

200

YTX14L-BS

12

150

87

145


0.69

1.4

200

YTZ14S

11.2

150

87

110


Заводская
заправка

1.1

230

YTZ14S-BS

11.2

150

87

110


0.52

1.1

230

 

YTX14L-BS имеет в своем обозначении букву L Это обозначение обратной полярности АКБ!

 
Аккумулятор Red Energy RE12-11
 

Реплика: уже давно ставлю аккумуляторы не YT9, а YT12. Повышенная емкость не повредит, тем более что сигнализация поедает некоторое количество электричества.

Описание:

- Страна производитель - Китай

- Технология GEL

- Мгновенная проверка заряда с помощью индикатора

- Аккумуляторные батареи марки «RED ENERGY» для мототехники изготовлены в соответствии c японским стандартом качества (JIS В 5302-2004) свинцово-кислотных АКБ по новой технологии с использованием гелевого электролита. 

Преимущества АКБ «RED ENERGY». Технология  GEL.

- Устойчив к циклическим режимам

- Повышенная удельная энергоемкость

- Высокое значение величины пускового тока

- Быстрое восстановление после глубокого разряда

- Увеличенный срок хранения без подзарядки

- Низкая скорость саморазряда

- Устойчивость к перепадам низких (до -50 С) температур и при сохранении стабильности характеристик

- Замедленный процесс старения в условиях работы при повышенном  температурном режиме

Характеристики:
- Напряжение: 12 В

- Емкость: 11 Ач
- Пусковой ток: 220 А
- Полярность прямая, плюсовая клемма с левой стороны

- Размеры 151x86x110
- Вес: 3,9 кг
- Стоимость по состоянию на лето 2015г - около 3000 рублей.
Отзыв:
- Хороший аккумулятор. Пусковой ток в 220А, при требуемых для движка VRX400 135А, позволяет запускать двигатель даже тогда, когда индикатор светится красным светодиодом.
Про индикатор - это решение, идея о котором висела в воздухе. Очень удобная штука. Достаточно одного нажатия на кнопку Test и информация и состоянии батареи перед глазами. Прогноз сделать не так сложно - в скором времени все аккумуляторные батареи будут снабжаться подобными индикаторами.

На фотографии аккумулятор Red Energy  в сравнении с Yuasa TTZ12S