Поводом к поиску и написанию изложенного ниже стало активное обсуждение в группе применения моторного масла в нашем VRX400. Все вроде бы просто - есть рекомендация производителя по применяемому маслу. Это масло HONDA Genuine Ultra U SAE10W-30 и  HONDA Genuine Ultra GP SAE10W-30 / 20W-50. Бери и применяй. Но, во-первых,  конкретно эти масла уже не выпускают. Во-вторых, рекомендация датируется 1995-1999г. И тогда основным маслом практически для всех видов транспорта являлось минеральное масло. Синтетические и полусинтетические масла только начали появляться во второй половине 90-х годов прошлого века, сертифицироваться, стандартизироваться и адаптироваться. И возникает вопрос - какое масло лить? Можно ли использовать поусинтетику, синтетику, не навредит ли это мотоциклу и т.п. Попробуем разобраться ...
Для начала соберем как можно больше информации о маслах, не сильно загружая серое вещество научными терминами и их расшифровками. Только самую малость, для понимания сути дела.
Существует множество стандартов, по которым классифицируются все масла: API, SAE, JASO, ACEA, CCMC, ILSAC, ГОСТ, AGMA, Global DHD, Global DLD, MIL, ZF. Из этого списка отберем всего первые 3 стандарта, как наиболее часто фигурирующие на маркировке масел для мотоциклов.
API - American Petroleum Institute (Американский нефтяной институт)
SAE - Society of Automotive Engineer (Сообщество автомобильных инженеров)
JASO - Japanese Automotive Standards Organization (Японская организация автомобильных стандартоd)

 
SAE - Классификация по вязкостно-температурным свойствам.
API - Классификация по эксплуатационным свойствам
JASO - Классифицирует свойтсва масел, не учитываемые API и SAE.
 

 
Типичная маркировка масла - 10W-40 4T MA SL
Первое из четырех абревиатур, 10W-40, подарил нам стандарт SAE и описывает он вязкость масел в зависимости от температуры. Причем, обозначение это придумали на удивление странное. Начнем с конца. Цифра 40 - это показатель высокотемпературной вязкости, т.е. верхний предел температуры воздуха при эксплуатации ТС.
Здесь все просто
  30 — эксплуатация до +20-25 град. С

  40 — эксплуатация до +35-40 град. С

  50 — эксплуатация до +45-50 град. С

  60 — эксплуатация до +50 град. С и выше
А вот с первой частью маркировки явно перемудрили
W - это Winter (Зима). т.е. это показатель низкотемпературной вязкости. И вместо того, чтобы просто, по аналогии с высокотемпературной вязкостью, добавить показатель термометра, придумали шкалу, которую постоянно надо переводить на понятные цифры.
  0W — эксплуатация  при морозах до -35-30 град. С

  5W — эксплуатация при морозах до -30-25 град. С

  10W — эксплуатация при морозах до -25-20 град. С

  15W — эксплуатация при морозах до -20-15 град. С

  20W — эксплуатация при морозах до -15-10 град. С

  Чего, спрашивается, не написать "-35W"? И тогда было бы -35W/40, например.
Можно применить формулу для расчета взяв за основу цифру минус 35, эдакий поправочный коэффициент. Это нижний порог холода. Далее прибавляем индексы. Например, -35+10=-25 (10W)

Далее в обозначениях проскакивают 2T и 4T - с этим все понятно, 2-х и 4-х тактные двигатели.
МА - это постарались японцы со своим стандартом JASO. Этот показатель в маркировке масел используется только для мото-масел и характеризует он фрикционные свойства масла, иначе говоря, свойства трения. Такие масла используют и производят для мотоциклов со сцеплением в масляной ванне (мокрое сцепление), либо для автоматической коробки передач. Существуют также две разновидности этого обозначения - MA1 и MA2 и дополнительно - MB
Для понимания что есть что, приведем таблицу индексов трения для масел
 

Индекс

MA

MB

Dynamic Friction Characteristic Index (DFI)
Индекс динамической характеристики трения

>1.45 и <2.5

>0.5 и <1.45

Static Friction Characteristic Index (SFI)
Индекс статической характеристики трения

>1.15 и <2.5

>0.5 и <1.15

Stop Time Index (STI)
Индекс сцепления (как быстро сцепление входит в зацепление)

>1.55 и <2.5

>0.5 и <1.55

 
МА (МА1 и МА2) - применяют в мотоциклах с мокрым сцеплением. МА2 - более сцепляющее, что видно из таблицы.
 

Индекс

JASO MA1

JASO MA2

Dynamic Friction Characteristic Index (DFI)
Индекс динамической характеристики трения

>1.45 and <1.8

>1.8 and <2.5

Static Friction Characteristic Index (SFI)
Индекс статической характеристики трения

>1.15 and <1.7

>1.7 and <2.5

Stop Time Index (STI)
Индекс сцепления (как быстро сцепление входит в зацепление)

>1.55 and <1.9

>1.9 and <2.5

 
МВ - для мотоциклов, оснащенных автоматической коробкой передач. В частности - Скутеры. Иногда на маслах для скутеров вместо MB пишут Scoot.
Возникает достатачно интересная ситуация. С одной стороны масло должно обладать антифрикционными свойствами для снижения трения в механизмах, с другой - фрикционными (для сцепления).
 
Последнее обозначение в маркировке масла это SL. Обозначеение стандарта API, которое отвечает за сферу применения масла. S-бензиновые двигатели, С- дизельные. Вторая буква в обозначении - условия экслуатации,  точнее года выпуска двигателей.
 

Обозначения API для бензиновых моторов:

* SC — разработка двигателя до 1964 годов

* SD — разработка двигателя 1964-1968 годов

* SE — разработка двигателя 1969-1972 годов

* SF — разработка двигателя 1973-1988 годов

* SG — разработка двигателя 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации

* SH — разработка двигателя 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации

* SJ — разработка двигателя 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства

* SL — разработка двигателя 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации

* SM — разработка двигателя  с 2004 года, SL+ это повышенная стойкость к окислению


При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей» и менять класс лишь на парочку позиций, не более. К примеру, вместо SH использовать SJ или SL. Обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» класса. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным. и это приведет к протечке уплотнителей, коррозии, разрушения покрытий деталей и обмоток, если таковые присутствуют.
Для наших аппаратов, по году выпуска 95-99 наиболее подходят масла SH, SJ, SL
Надо упомянуть еще о том, что минеральное масло получается из нефти, синтетическое масло - это продукт химичесого синтеза. Полусинтетическое масло в основе своей минеральное, но для приближения свойств к синтетическим маслам, в него добавляют до 50 процентов снтетических присадок. Тем, кто хочет подробнее узнать о маслах, их сравнении, особенностей производства и эксплуатации, видео и фото материалы, будет подготовлена отдельная страничка. Информация собирается.

 
Обогатив свои знания минимальной инфомацией о маркировке масел, можно сделать некоторые выводы:
- Рекомендуемое производителем масло 10W40 - это лишь рекомендация, но не требование. Исходя из условий эксплуатации, годов выпуска и технического состояния аппарата, можно варьировать тип используемого масла.
Кая выяснилось, однозначных запретов на использование синтетического масла, как такового, в двигателях мотоциклов не существует.

- Понятно, что синтетическое масло по своим физическим параметрам лучше минерального. У него более стабильные показатели по вязкости при значительных перепадах температур.
Например, минерального масла 0w50 - не существует.

- При рекомендуемых 10W40, можно легко залить 5W40. Это не критично. Производитель Honda также рекомендует использовать 20W50, которое целесообразно применять при большом пробеге или износе даигателя.
- Как часто надо менять масло? Все зависит от технического сотояния двигателя, ест ли он масло, режима езды. Небольшие пробеги на маленьких скоростях, по городу, частые режимы холостого хода, по проселочным дорогам и т.п. требуют более частой замены масла. При длительных пробегах интервал замены масла можно увеличить. Особенно, если это синтетическое масло. Для некоторых моделей современных мотоциклов производитель рекомендует менять масло через 10 000 км пробега. С учетом наших дорог обычный показатель в районе 5000 км. Замена масла настоятельно рекомендуется один раз в год. Это связано с окислительными процессами масла. Даже если мотоцикл не эксплуатируется, а может быть даже потому, что он не эксплуатируется.
В итоге единственный оправданный ограничитель применения разных типов масел это показатели API - SH, SJ, SL Всё, что выше или ниже по таблице стандарта уже не в пользу. Более новые масла с индексами API SM и SN применять не стоит, поскольку были разработаны для совсем другого поколения двигателей, для других металлов, режимов работы и т.п.