Увы, цепи и звёзды периодически приходится менять, и они являются обыкновенной расходкой. Благо приходится этим заниматься не так часто. Частота замены в равной степени зависит от качества звёзд и цепи, режимов и условий езды, настройки натяжения цепи, используемых смазочных составов. Характерные признаки износа звезд это изношенные или загнутые верхушки зубьев звезд, а у цепи – растяжка звеньев цепи, равномерная или неравномерная. Замену звезд и цепи рекомендуется производить одновременно. Это недешево, но 100% надежно.

При замене звезд периодически происходят ситуации, когда количество зубьев на ведущей или ведомой звезде отличаются от штатных 16 и 44 соответственно. К чему это может привести? Как изменится динамика и крутящий момент? Может ли это влиять на расход топлива, ведь при неизменных оборотах двигателя мотоцикл может ехать быстрее или медленнее, если изменить количество зубьев на звезде?

Давайте разбираться…

В стоке звезды устанавливаются такие, чтобы обеспечить разгонную динамику и скорость мотоцикла в соответствии с его классом. На дорожных, шоссейных и кроссовых аппаратах при равных объемах двигателя и мощности ставятся разные звезды в соответствии с их задачами.

Теперь о размерах звезд. Самый простой пример – спортивные шоссейные велосипеды. Для того, чтобы ехать по затяжному подъему выбирают малую ведущую (переднюю) звезду и большую заднюю (ведомую). При езде по скоростному участку наоборот – большую ведущую и малую ведомую. К слову, на современных велосипедах ориентировочное количество звезд передних и задних 3 и 8 соответственно. Какая связь? Увеличивая количество зубьев на задней звезде или уменьшая их на передней, изменяются диаметры звёзд и увеличивается передаточное число. Уменьшая – уменьшается. А значит, при увеличении передаточного числа увеличивается крутящий момент, при уменьшении – увеличивается скоростная характеристика мотоцикла.

Пропуская остальные теоретические и математические выкладки, воспользуемся готовыми таблицами с сайта Gearing Commander по которым можно рассчитать скоростные характеристики мотоцикла на разных режимах работы и при разных значениях передачи, различного количества зубьев на звёздах, параметров шины заднего колеса. Поскольку это расчетные данные, то они не учитывают реалии окружающего мира. Ветер (встречный, боковой, попутный), дорожное покрытие, пятно контакта шин с дорогой, качество шин и их сцепление с дорогой, наличие ветрового стекла, парусность и т.п.  Соответственно это идеальные таблицы и данные в них. Реальные значения естественно будут отличаться от расчетных. Но динамика изменения скоростей в зависимости от применяемых звезд хорошо видна.
Что еще хотелось бы отметить...
Всей этой информацией неплохо бы пользоваться с осторожностью. Наверняка найдутся сорви головы, которые захотят использовать максимальные скоростные характеристики нашего байка. Имейте ввиду, что наш VRX400 классик. Не надо его использовать как супербайк. И падать с мотоцикла очень больно и дорого!

 
Значения таблицы взяты со стандартными размерами задней шины 140/80-17.

 

Максимальная скорость на определенных передачах
49 вариантов комбинаций ведущей и ведомой звезд

 

Передача 1
Передача 2
Передача 3
Передача 4
Передача 5

Таблицы 49 комбинаций звёзд