|
Согласно технической документации на мотоцикле Honda VRX400 Roadster применяются шины типоразмеров: - переднее колесо - 120/80-17 (давление в шине 2.0 кгс/см2)
- заднее колесо - 140/80-17 (давление в шине - 2,25 кгс/см2) Это в идеале! Но жизнь вносит свои коррективы. - Переднее колесо. Проблемная позиция. Выбор шин и производителей очень ограничен. Переднюю шину 120/80-17 сейчас можно купить разве что производителей DUNLOP, IRC, METZELER. И то не в небольшом ассортименте. Желающим ставить шины только рекомендуемые для этого мотоцикла придется подсуетиться заранее. В сезон 120/80-17 найти будет непросто либо довольствоваться тем, что есть, а не тем что хочется.
Если по каким-то причинам шины 120/80-17 и 140/80-17 недоступны или не устраивают модели, приходится выбирать альтернативные варианты. Шина 120/80-17 с успехом может быть заменена на 120/90-17 или 120/70-17. При использовании 120/90-17 уменьшается верхний зазор между колесом и крылом, но в пределах допустимого и испытания на дорогах с различным покрытием доказало жизнеспособность такой замены. Желающие поставить более широкую шину на переднее колесо могут забыть про эту идею. Во первых это ухудшает управляемость, во вторых - не влезет. - Заднее колесо. Лучше обстоит дело с шиной для заднего колеса. Недостатка в них нет. В случае необходимости можно немного изменить размер. Вполне возможно применение шины 140/70-17 или 150/70-17. Естественно, надо учесть, что при уставке шин в соотношении 120/90 и 150/70 (140/70) несколько изменится развесовка мотоцикла - перед будет несколько завышен и центр тяжести сместиться назад со всеми вытекающими. Но о геометрии читайте ниже... Если будет вероятность поездок вне шоссейных дорог, то оправдано применение шин с универсальным протектором (синонимы---Sport-Touring, Enduro-Street). Надо иметь ввиду, что пятно контакта шины с универсальным протектором и асфальта все таки меньше, чем у чисто шоссейных шин. Поэтому надо быть осторожным при движении на виражах, особенно в дождливую погоду. Еще один момент. На VRX400 должна ставиться камерная шина, т.е. с индексом ТТ. В случае необходимости вполне успешно применяются вместо камерной - бескамерная шина, т.е. с индексом TL.
| По многочисленным вопросам "Какое давление должно быть в шинах?" публикуется эта фотогафия-напоминалка. Расположена эта "лейбочка", как следует из фото, на левой (по ходу) стороне маятника. И на ней не только непонятные иероглифы, но и вполне читаемая полезная информация. Начнем по порядку:
- указано давление в шинах: 2,0 и 2,25 кгс/см2 для передней и задней шин соответственно - тип шин 120/80-17 61S и 140/80-17 69S Модели шин: - Bridgestone G701 / G702 (перед / зад) - Dunlop K555F / K505 (перед / зад) - Рекомендованная остаточная глубина протектора шин 1,5 / 2,0 мм (перед / зад)
|
Давайте попробуем разобраться с вариантами замены шин, их размерами и особенностями. Ведь совершено, казалось бы, абстрактные цифры 140/80-17, 120/80-17 и т.п. имеют вполне физические значения, выраженные миллиметрами и сантиметрами, которые в свою очередь влияют на положение мотоцикла в пространстве, управляемость, скорость и т.д.
Итак, для начала вернемся к маркировке шин -140 - это ширина профиля шины в мм.
-17 - посадочный диаметр шины в дюймах, или 43,18 см.
-70,80,90 - по простому это "толщина" шины от обода до внешнего края колеса, выраженная в процентах от ширины профиля диска. Иначе говоря, толщины шин: 140/80 - 112мм 140/70 - 98мм - полный диаметр шины уменьшится на 28мм 140/90 - 126мм - полный диаметр шины увеличится на 28мм 150/70 - 105мм - полный диаметр шины уменьшится на 14мм т.е. разница 140/80 и 140/70 - 14мм с одного края (с двух сторон - это 28мм). Что выразится тем, что хвост мотоцикла будет стараться "присесть" на 28мм. Такой вариант - дело вкуса и предполагаемого использования мотоцикла.
В идеале надо стремиться к заводскому соотношению - 112мм. Ставить на заднее колесо 140/90 не рекомендуется, поскольку ход заднего амортизатора у VRX400 - всего 7см. И при установке 140/90 шина будет затирать крыло в верхней части, потому как ход амортизатора окажется больше расстояни между шиной и крылом. Как уже отмечалось выше - передняя щина на практике применяется трех размеров: 120/80, 120/90, 120/70 Соотношения размеров толщины шины: 120/80 - 96мм 120/90 - 108мм - полный диаметр шины увеличится на 24мм 120/70 - 84мм - полный диаметр шины уменьшится на 24мм О чём, собственно, это говорит? О том, что надо творчески подойти к выбору шин и просчитать компоновку мотоцикла, т.е. ... Если переднюю шину поставить 120/90, а заднюю - 140/70, то общий "перекос" мотоцикла выразится в 24+28=52мм относительно штатного положения аппарата. Применение же варианта 140/70 (150/70) и 120/70 приведет к проседанию мотоцикла в среднем до 2,5см, то есть дорожный просвет уменьшится. Решение по выбору шин остается за вами! Варианты применения шин представлены на фотографиях.
Передняя шина
| Задняя шина
| 120/80-17
| 120/90-17
| 120/70-17
| 140/80-17
| 150/70-17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Еще несколько довольно интересных моментов. Из-за изменения диаметров колес в целом изменяются показания спидометра и одометра. Давайте окунёмся в мир цифр и посчитаем еще разок. Размер "бублика" шины мы уже просчитали. Прикинем, что станет с колесом в целом. Особенно интересно переднее колесо, потому как по переднему колесу определяются показания одометра и спидометра. Что есть одометр? Это прибор, для измерения пройденного пути. Так следует из перевода с греческого. Хотя иногда под словом одометр подразумевают прибор для измерения количества оборотов колеса. Что верно лишь отчасти и не так явно. Вернемся к расчетам. Итак, у нас есть - Колесный диск с диаметром 17 дюймов, или 43,18см. - Толщина шины (см таблицу выше). Осталось сложить эти две величины и мы узнаем полный диаметр колеса. 120/80 - 2х9,6 + 43,18= 62,38 см 120/90 - 2х10,8 + 43,18= 64,78 см 120/70 - 2х8,4 + 43,18= 59,98 см
Дальше вычисляем длину окружности колеса по формуле D, где D-диаметр колеса, и -математическая константа.
120/80 - 3,14х62,38=195,8732 - округляем - 196см 120/90 - 3,14х64,78=203,4092 - округляем - 203см 120/70 - 3,14х59,98=188,3372 - округляем - 188см
А вот теперь вспомним про одометр. Принцип работы механического одометра - преобразовать вращение тросика от переднего колеса посредством эстакады редукторов в показания счетчика пробега и подобрать передаточное число таким образом, чтобы при пробеге в 1км самый младший из группы роликов с цифрами стал в положение 1 и так далее. И при чем тут колесо? Дело в том, что в самом колесе никаких хитромудрых одометро-обслуживающих механизмов нет. Есть колесо, вал колеса и тросик. Естественно, вал колеса, к которому прикреплен датчик спидометра, никакой полезной нагрузки для одометра не несет. Значит, передаточное число редуктора в одометре настроено на заводские размеры шины и, соответственно, под длину окружности родной передней шины 120/80-17. Соответственно, любые отклонения от этого размера приведут к погрешностям показаний одометра и, как ни странно, спидометра тоже. Разбираемся: Для простоты вычислений примем допущение, что место соприкосновения шины с поверхностью не пятно контакта шины, а точка и мотоцикл едет по прямой. Итак, размер шины 120/80-17, длина окружности 196см или 1,96м. Вспомогательным числом для вычисления примем 100км для одометра и 100км/ч для спидометра. Чтобы колесо с родной шиной 120/80-17 накрутило на себя 100км наших непростых дорог ей потребуется провернуться 51020 раз. (Бедное колесо!)
А теперь заменим шину на 120/90-17. Поскольку в одометре нет настройки под другой размер шины, то "железяка думает", что вращается родное колесо и нагручивает километраж из этих соображений, т.е. 51020 вращений - 100км. На самом деле мотоцикл на шине 120/90 проедет: 51020 х 2,03 = 103,571км На шинах 120/70 соответственно - 51020 х 1,88 = 95,917км Вот вам и разница длины окружности шины всего в несколько сантиметров! Дошла очередь до спидометра. Ситуация похожая. Допустим, мотоцикл с родными шинами проехал 100км за один час, т.е. скорость 100км/ч Образцовое значение у нас есть - вращение 51020 раз на шине 120/80-17. Сводим все значения в таблицу. Количество оборотов колеса на дистанции 100км.
120/80-17 - 100км - 51020 раз 120/90-17 - 100км - 49262 раза 120/70-17 - 100км - 53191 раз
Опять же ставим себя на место "обманутого редуктора" и смотрим, сколько накрутит счетчик, думая что вращается колесо 120/80-17 с 196см длины окружности. Помним, что это будет скорость мотоцикла (см. на несколько строк выше). Формула простая. Умножаем длину окружности образцового колеса на количество вращений других шин. 196 х 49262 196 х 53191 Скорость показаний спидометра, при фактически одинаковой скорости мотоциклов. 120/80-17 - 100км/ч 120/90-17 - 96км/ч 120/70-17 - 104км/ч Вот они родимые почти 5км/ч, которые все время не совпадают с показаниями навигатора и треккера на моем мотоцикле. На спидометре 105, в реальности 100. (Естественно, при шине 120/70-17, которая с успехом трудится на передней оси моего аппарата) Кстати, можно упростить все приведенные расчеты (правда, было бы не столь наглядно и понятно), вспомнив про расчетный коэффициент. Если поделить длину окружности штатного колеса на длины окружностей кандидатов на замену, то получим некий коэффициент, который вполне годится для расчетов, например скорость при 120/80-17 это 100км/ч. Делим длины окружностей колес: 196:203=0,965 Умножаем на 100км/ч получаем 96,5км/ч Ну и так далее... . Все просто как апельсин! Ну и в завершении этой темы становится совершенно очевидным, что пробег шин к моменту своей замены (при прочих равных условиях) тоже имеет отношение к размеру шины. Например, возьмем для простоты счета пробег в 10 000 км до замены шины. Опуская промежуточные вычисления, сводим все в таблицу. Количество вращений колеса при пробеге в 10 000км 120/80-17 - 5 102 000 120/90-17 - 4 926 200 120/70-17 - 5 319 100 При таких цифрах так и хочется встать и снять шляпу перед нашим двухколесным другом и всеми частями его составляющими! Да не заржавеют твои механизмы во веки веков!
|
|