Глоссарий: динамометр - от греческих слов — «сила» и «измеряю» - прибор для измерения силы или момента силы, состоит из силового звена (упругого элемента) и отсчетного устройства. В технике используют динамометрические ключи. Идея понятна. Производитель комплектует технику сервисными книжками, в которых указано с каким усилием затягивать болты, винты и гайки, чтобы устройство работало с заданными параметрами и не ломалось, как минимум.

 

Применительно к мотоциклам - есть несколько "жизненно важных" узлов и механизмов, которые и недожать нельзя и пережать опасно. Вот только несколько примеров:
- Гайка оси переднего колеса
- Винты крепления оси переднего колеса в вилке
- Верхняя и нижняя траверсы. Выполнены из сплава, "недожатость" приведет к смещению вилки относительно траверс, пережатие - к поломке траверсы со всеми вытекающими. Стоимость новой траверсы - в районе 10--12 тыс. руб.
- Ось крепления заднего колеса. Недожатость - ослабление натяжения цепи. Как минимум, повреждение цепей и звезд, непредсказуемое поведение заднего колеса. Пережатость - невозможность провести техническое обслуживание узлов из за проблем с откручиванием гайки, а то и повреждение резьбы оси. Проблема...
  И так далее... .

 
Поэтому в уважающих себя, технику и клиентов сервисных центрах применяют динамометрические ключи.
А уважающие себя, технику и клиентов производители снабжают технику сервисными книжками.
Чтобы избежать проблем с подготовкой техники к мотосезону, а тем более к дальним пробегам и был закуплен динамометрический ключ. А заодно и проверить какие есть рекомендации по обслуживанию узлов в Сервисной книге, опубликованной в разделе "Инфо". И не беда, что книга на японском, показания усилия для динамометрических ключей указаны с международных единицах - Nm
На этой странице будет публиковаться информация по усилиям для динамометрических ключей для основных узлов мотоцикла. Она будет полезна и тем, у кого есть такие ключи и для специалистов сервисных мастерских.
Достаточно большое количество такой информации подходит для большого количества мотоциклов, например, гайка оси заднего колеса затягивается с одинаковым усилием и для VRX400, и для Transalp'a, и для CB400 и т.д.
Первая же попытка строго соблюсти данные производителя привели к проблеме. как оказалось, японцы тоже люди и тоже могут ошибаться. По мануалу ось переднего колеса затягивается с усилием 22 Nm, а болты крепления оси к стакану вилки - с усилием 59 Nm. (см. Сервисный мануал, прямо на первой странице).  Естественно всё наоборот.
Закуплен динамометрический ключ Force 19-110 Nm 6473365
Вообще то, в мотоциклах используют усилия от 4 до 110 Nm. Найти устройство, которое бы перекрывало весь диапазон усилий оказалось непросто. Специализированные мото динамометрические ключи стоят совершенно нереальных денег.
Ниже будет собираться информация по затяжке крепежа, дабы было удобно оперативно получить информацию, а не рыться по мануалу без необходимости.
 
Это таблица стандартных усилий, если значения для конкретного крепежа не найдены в мануале, либо есть сомнения в правильности указанного там значения, либо это вообще другой мотоцикл. Эти значения к  конкретному крепежу, а не к конкретному узлу. Естественно, если значения незначительно разняться, то приоритет у указанного в мануале значения для конкретного узла.

 

 

  На изображении из Сервисной книжки показана ошибка, описанная выше
  - Ось переднего колеса - 59 Nm
  - Болты крепления оси к стакану вилки - 22 Nm
  - Болты крепления тормозного блока к вилке - 30 Nm
  - Болты крепления нижней траверсы к перу вилки - 26 Nm
  - Болты крепления верхней траверсы к перу вилки - 22 Nm
  - Гайка крепления держателя руля - 23 Nm
  - Болты крепления скобы держателя руля - 23 NM
  - Болт пробка на пере вилки - 22 Nm
  - Гайка крепления рулевой колонки к раме  - 103 Nm


  продолжение следует...